Фейковые новости – действенный инструмент распространения дезинформации в Грузии

Июль 5, 2017 • Медиа и политика, Наши новые статьи, Этика и качество • by

Source: flrnt / Flickr CC: Image016.jpg (License terms: https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0/)

В данной публикации, являющейся третьей статьей цикла, посвященного дискуссиям на тему «Угрозы распространения российской дезинформации в странах Южного Кавказа», речь идет о методах распространения антизападных посланий и утверждений, рассмотренных в предыдущей статье.
Также как и обе предыдущие статьи цикла, эта публикация посвящена Грузии и опирается на выступление Тамары Хорбаладзе, председателя правления Фонда развития медиа в Грузии (MDFG).

Для распространения дезинформации и антизападной риторики используются различные инструменты. Одним из наиболее часто встречающихся является создание т.н. фейковых (фальшивых) новостей. Медиа-мониторинг, проведенный Фондом развития медиа, идентифицировал ряд таких новостей в грузинских СМИ, сверив содержание каждой новости с реальной ситуацией. Вот пять примеров.

Содержание фейковой новости (напечатана 28 января 2016 года): «По решению Европейского суда по правам человека, запрещается крещение грудных детей». Источник: Mediacity.ge, news.vitube.ge. Первоисточник: итальянское издание ilgiomale.it, русскоязычное издание kominform.ru.

В реальности такое решение невозможно найти на официальной веб-странице Европейского суда и, по сообщению итальянского издания thelocals.it, ЕСПЧ опровергает существование такого решения. Эндрю Макфарелл, которого называет своим источником kominform.ru, согласно заявлению редакции The Times, не работает в их издании.

Содержание фейковой новости (напечатана 10 ноября 2016 года): «Великобритания приступает к реабилитации педофилов и гомосексуалов». Источник: Асавал-Дасавали.

На самом деле закон, на который указывает «Асавал-Дасавали» и который известен под названием «Алана Тьюринга», не предусматривает снятия судимости с лиц, осужденных за педофилию, так как педофилия в Великобритании и сегодня является уголовным преступлением. Реабилитация касается только тех лиц, которые были осуждены за гомосексуальные отношения.

Содержание фейковой новости (напечатана 7 декабря 2016 года): «Европарламент уравнял Русскую Православную Церковь с терроризмом». Источник: Mediacity.ge. Первоисточник: Рия Новости; Channel One; Россия 1.

В действительности принятая 23 ноября 2016 года резолюция Европарламента о росте пропаганды со стороны России и исламистских террористических организаций проводит четкое различие между пропагандой, исходящей от государства (Россия), и пропагандой, что распространяют негосударственные формирования (ИГИЛ), а РПЦ в тексте резолюции вообще не упоминается.

Содержание фейковой новости (напечатана 11 апреля 2016 года): «Английская компания Human Leather изготавливает одежду из человеческой кожи». Источник: Асавал-дасавали. Первоисточник: Журналистская правда.

На самом деле указанная веб-страница компании humanleather.co.uk является фальшивой страницей, а на фото изображены работы французского дизайнера Оливье Гулье, который использовал в своих коллекциях текстиль с имитацией человеческой кожи.

Содержание фейковой новости (напечатана 18 августа 2016 года): «Во время попытки изнасиловать новорожденного аллигатора сотрудник Неапольского зоопарка был съеден большим аллигатором». Источник: Сакартвело да мсоплио. Первоисточник: сатирическое издание World News Daily Report, Сегодня, Makataka, Pure, Eg.ru, Пенза-Взгляд.

В реальности первоисточником материала является сатирическое издание World News Daily Report, которое подчеркивает, что персонажи его юмористических статей являются вымышленными. «Сотрудник зоопарка» Джимми Олсен в действительности является персонажем комикса. На сопровождающей материал фотографии изображен не Джимми Олсен, а шотландец Гевин Харт.

Как видно из представленного материала, для того, чтобы представить Запад как цивилизацию, борющуюся с религией, институтом семьи и моралью, используется прямая дезинформация. Среди методов – использование юмористического материала под видом настоящей новости, фотомонтаж, манипуляция заголовками и т.д.

Не во всех случаях удается найти первоисточник, но в выше представленных материалах четко видно, что грузинские медиа в качестве источника часто используют российские СМИ. При этом очевидно, что вся эта антизападная риторика аналогична той, что слышится на российских государственных телеканалах.

Угроза российской дезинформации

В Грузии пока не изучены последствия и масштабы влияния, которое оказывает на общество поток дезинформации. Одним из индикаторов являются опросы общественного мнения; другой возможный индикатор – результаты выборов.

Интересные данные выявлены, например, в исследовании CRRC за апрель 2015 года, согласно которым 20% опрошенных по всей стране заявляют, что информацию о политике и текущих событиях получают в том числе и с помощью иностранных телекомпаний. 44% тех респондентов, которые назвали в качестве источника получения информации о текущих событиях телекомпанию РТР, поддерживают вступление Грузии в Евразийский союз; 45% зрителей ОРТ желают видеть Грузию в Евразийском союзе; при этом только 27% зрителей CNN согласны с этим.

На парламентских выборах 2016 года, впервые за последние 15 лет, избирательный барьер преодолела и вошла в парламент Грузии политическая партия «Альянс патриотов», которая выделяется своими этноцентристскими и антизападными заявлениями.

Также примером того, как созданные при помощи пропаганды настроения способны влиять на решения власти, является инициатива включения в конституцию Грузии записи о гражданском браке как о союзе между женщиной и мужчиной, которая была одной из важнейших инициатив правящих политических сил перед парламентскими выборами 2016 года.

Более подробную информацию о медиа-мониторинге можно найти здесь

Эдита Бадасян, специально для EJO

Фотография: flrnt / Flickr CC: Image016.jpg (License terms: https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0/)

Print Friendly, PDF & Email

Теги:, , , , , ,

Send this to friend