Главные события 2015 года в российских медиа

Февраль 12, 2016 • Медиа и политика, Медиажурналистика, Наши новые статьи • by

Megane Callewaert / Flickr CC

Megane Callewaert / Flickr CC

Российские медиа в этом году претерпели ряд изменений, последствия которых обязательно скажутся на журналистах и на рынке в целом. Европейская обсерватория журналистики постаралась выделить основные события и тренды ушедшего года.

Меньше можно, больше ни-ни

С 1 января 2016 года в России вступил в силу закон об ограничении иностранного капитала в СМИ. Теперь гражданам других стран и россиянам с двойным гражданством запрещено выступать в качестве учредителей средств массовой информации в России, а доля иностранных акционеров в уставном капитале предприятий не должна превышать 20%. Владельцам уже существующих СМИ дан срок до 1 февраля 2017 года, чтобы привести организации в соответствие с новым законом. Для большинства это означает продажу своей доли или ее части. Некоторые уже начали этот процесс.

Так в декабре российские СМИ сообщили, что финский медиа-концерн Sanoma решился на продажу своей доли (это 50% акций, вторая половина принадлежит американской медиакомпании Hearst) в российском издательстве «Фэшн пресс», выпускающем такие журналы, как Cosmopolitan, Esquire Russia и Harper’s Bazaar. Представители Sanoma и Hearst пока комментировать информацию не стали, однако СМИ называли среди возможных инвесторов сооснователя венчурного фонда InVenture Partners Сергея Азатяна и владелицу модного дома Rusmoda Оксану Лаврентьеву.

Американская компания Viacom, владеющая российскими версиями развлекательных каналов Nickelodeon и MTV, тоже «подсуетилась» заранее и продала 80% своих акций Максиму Майорцу, топ-менеджеру «Реновы» Виктора Вексельберга.

Компания EM Holding Владимира Гусинского уменьшила свой пакет акций «Эха Москвы» с 34% до 19%, остальной пакет акций находится в ведении холдинговой компании «Эхо Москвы», которая в свою очередь принадлежит сотрудникам радиостанции.

Принятие закона о сокращении иностранного капитала спровоцировало волну продаж и покупок крупнейших российских СМИ.

«Бизнес и ничего личного»

Немецкая медиагруппа Axel Springer в связи с новым законом приняла решение полностью уйти с российского медиарынка. Способствовал этому решению, видимо, и тот факт, что российский бизнес приносил Axel Springer больше убытков, чем прибыли. Весь бизнес, основным активом которого является российская версия Forbes, купил издатель журналов L’Officiel, SNC и Numero Александр Федотов.

Сделка с Федотовым произошла в сентябре, а уже в октябре издатель российского Forbes Регина фон Флемминг уволилась. Причиной ее ухода стал конфликт с Федотовым и его отказ продать фон Флемминг 20% издательского дома, что было одним из условий покупки активов Axel Springer. Федотов в интервью российским журналистам заявлял, что подобной договоренности не было.

Регина фон Флемминг работала в немецких компаниях в России с 1990-х годов и руководила ИД «Аксель Шпрингер Раша» с 2005 года. Сейчас она входит в состав правления Российско-германской внешнеторговой палаты и совет директоров оператора связи МТС.

В апреле Sanoma продала свою долю (33,3%) в одной из самых влиятельных экономических газет страны – «Ведомостях». Покупателем стал бывший гендиректор ИД «Коммерсант» Демьян Кудрявцев. В ноябре о продаже своих долей в газете объявили Pearson и Dow Jones. Приобрел их также Кудрявцев, ставший теперь единственным владельцем издания. Кроме того, Кудрявцев приобрел и другие российские активы финского медиаконцерна и теперь владеет российской версией National Geographics и газетой The Moscow Times.

Еще одна крупнейшая сделка года — покупка 75% активов компании «СТС Медиа», которая управляет телеканалами СТС, «Домашний», «Перец» и CTC Love, нынешнему владельцу ИД «Коммерсант» и одному из самых богатых людей России Алишеру Усманову и его партнеру, гендиректору компании «Мегафон» Ивану Таврину. Сделка была закрыта в конце декабря 2015 года.

Илья Кирия, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей Школы Экономики (ВШЭ): «Вступление в силу закона об ограничении капитала — безусловное основное медиасобытие 2015 года. Потому что именно оно повлияло на ландшафт основных сделок, произошедших с медиа в ушедшем году: это и смена владельца «Ведомостей», и переход Николая Ускова в Forbes (назначен новым главным редактором российского Forbes в январе текущего года — прим. ред.) и продажа этого актива, и покупка Усмановым СТС. В целом это свидетельствует о том, что именно охранительные позиции будут доминировать в дальнейшей политике в отношении медиа, и регулирование этого рынка будет идти в одном русле с общей политикой государства: поиск врагов, демонизация Запада и т.п. Другим важным элементом я бы назвал закон о персональных данных, который наделал много шума в Интернете, в том числе в сфере регулирования контента. Требование хранить данные на российских серверах сильно пошатнут позиции зарубежных интернет-компаний и изменят расстановку сил на рынке».

 «Яндекс для медиа»

Технологии не стояли на месте в 2015 году. В октябре крупнейшая российская IT-компания «Яндекс» запустила новый сервис, создающий новости при помощи автоматических алгоритмов, чем поначалу даже «напугала» журналистов, предположивших, что кардинальные изменения не за горами и скоро работать за них начнут машины.

До этого, однако, далеко. Сервис «Яндекс для медиа» будет писать простые заметки о ситуации на дорогах или погоде, но в дальнейшем список тем планируется расширить. Яндекс собирается предложить каждому СМИ собственный формат: графики, тексты и лента уведомлений. Все данные будут транслироваться в режиме реального времени и подписка на них будет бесплатной.

Громкое «Эхо»

Радиостанция «Эхо Москвы» была в течение года эпицентром медиаскандалов, главным источником которых стала Леся Рябцева, помощница – теперь уже бывшая – главреда Алексея Венедиктова. В мае прошедшего года основатель и первый главред «Эха Москвы» (с 1990 по 1996) Сергей Корзун объявил о прекращении своего сотрудничества с радиостанцией. Причиной этого радикального шага стало, по словам самого Корзуна, поведение Леси Рябцевой. В своем блоге журналист написал, что не хочет, чтобы его тексты соседствовали с «плохо структурированным потоком бессознательного от помощника главного редактора радио «Эхо Москвы». После его ухода, с радиостанцией прервали сотрудничество и некоторые авторы, в их числе писатель Борис Акунин и экономист Константин Сонин.

24-летняя помощница Алексея Венедиктова проработала на радиостанции около пяти лет и за это время успела привлечь к себе внимание, главным образом в негативном ключе. В российской медиасреде только ленивый не возмутился ее оскорбительными и провокационными высказываниями, в том числе и в адрес коллег-журналистов, ограниченными знаниями и талантами (в дискуссии с Виктором Шендеровичем она однажды заявила, что в России проживает всего 8 миллионов человек) или обнаженными фотосессиями в соцсетях. В декабре Рябцева объявила о своем увольнении и напоследок приняла участие в передаче «Новые русские сенсации» телеканала НТВ, где, не стесняясь в выражениях, «разоблачала» российскую политическую оппозицию и собственных же коллег. Алексей Венедиктов позже принес сотрудникам радиостанции публичные извинения за слова Рябцевой.

На этом волнения на «Эхе» не закончились. О своем уходе с 1 января 2016 года сообщила заместитель главного редактора Марина Королева, один из известнейших и старейших ее сотрудников, проработавшая на радиостанции 21 год. О своем увольнении она также сообщила публично на странице в Facebook, написав, что уходит «по совокупности причин».

Илья Кирия: «Уход Корзуна и Королевой с «Эха» я воспринимаю довольно болезненно. Это свидетельство того, что на «Эхе» возникают определенный раскол и расхождения, которые невозможно разрешить, кроме как при помощи ухода».

Неспортивное поведение

В июне 2015 года общенациональный познавательно-развлекательный канал «Россия 2» было решено полностью переформатировать в спортивный. Такое поручение дал правительству сам Владимир Путин. В итоге главным редактором нового канала была назначена Тина Канделаки, вещательная частота была передана «Газпром-медиа», и уже 1 ноября новый телеканал начал свое вещание. Телеканал начал свою работу довольно бодро и в первую же неделю вещания занял 11-е место по рейтингам из 27 каналов.

Однако в медиасреде запуск нового телеканала привлек к себе намного больше внимания сопутствовавшим ему скандалом. Назначение Канделаки вызвало недовольство журналистов редакции спортивных каналов «НТВ-Плюс», которая ранее занималась наполнением эфира «России 2». Телекомментатор Василий Уткин, несколько лет руководивший этой редакцией, не собирался сдаваться без боя. Почти месяц российские журналисты наблюдали обмен нелестными комментариями в соцсетях. Уткин писал, что не хочет работать с Канделаки «из чувства омерзения», та в ответ обозвала его «жиробасом». Противостояние продолжалось около месяца и завершилось практически полным примирением сторон: Тина Канделаки руководит телеканалом, а Василий Уткин остался его ведущим и открыл вещание в первый день работы нового СМИ. Идиллия, впрочем, продолжалась недолго. В начале нового года Уткин все же покинул телеканал.

Мест нет

Российский рынок труда в сегменте СМИ уже не первый год напоминает тонущий корабль. Еще в начале прошедшего года Министерство связи и массовых коммуникаций прогнозировало сокращение числа сотрудников СМИ на 15-20%: исходя из этих данных, работу в течение года должны были потерять от 60 до 300 тысяч человек.

Прогнозы начали сбываться сразу, однако реальные масштабы сокращений пока никто не оценивал. Уже в феврале 2015 года ИД «Коммерсант» сократил затраты на часть отделов редакции и хозяйственные службы. В апреле стало известно о банкротстве холдинга Look At Media (LAM), в который входят популярные молодежные порталы Look At Me, The Village и Wonderzine. Причиной иска о банкротстве стала налоговая задолженность. Усугубляли ситуацию и долги перед сотрудниками – большая часть журналистов работала в холдинге на правах внештатных сотрудников, многие месяцами не получали зарплату. 31 декабря стало известно о том, что портал Look At Me закрывается с нового года. По словам руководителей холдинга, большинство сотрудников продолжат свою работу в других изданиях компании.

В декабре закрылся спортивный журнал «PROспорт», выходивший с 2003 года. О проблемах с финансированием издания его главред Станислав Гридасов говорил еще в июле. Что касается бывших сотрудников издания, то практически все, по словам Гридасова, нашли другую работу.

Тогда же руководство Rambler&Co кардинально изменило формат издания «Афиша», одного из самых популярных в 2000-х развлекательных молодежных изданий. Журнал решено было сократить до ежеквартальной версии. В итоге была практически полностью сокращена его небольшая редакция (16 человек). Было также решено преобразовать интернет-версию издания, с 2013 года существовавшую в формате трех проектов: проект «Афиша-Город», посвященный событиям Москвы и других городов России, «Афиша-Воздух», рассказывающий о мировых культурных событиях, и музыкальный проект «Афиша-Волна». Вместо них компания запустила «Афишу Daily». Главным редактором нового медиа стала бывший главред «Афиши-Город» Екатерина Дементьева.

Смерть Михаила Лесина

В ноябре 2015 года стало известно о кончине экс-министра печати, бывшего главы холдинга «Газпром медиа», 57-летнего Михаила Лесина. Его тело было найдено в номере отеля Dupont Circle в Вашингтоне. Смерть наступила в результате сердечного приступа. Лесина похоронили в Лос-Анджелесе.

Лесин долгие годы был одной из самых влиятельных фигур российского медиарынка. С 2004 по 2009 год он работал советником президента по вопросам СМИ и информационных технологий, был одним из инициаторов создания телеканала Russia Today, и до 2015 года возглавлял холдинг «Газпром медиа».

Русское радио

В течение всего 2015 года разворачивался конфликт вокруг продажи пакета акций «Русской медиагруппы» (РМГ), одного из крупнейших национальных медиахолдингов, которому принадлежат такие популярные радиостанции, как «Русское радио», Maximum, «Хит FM». Покупателем в этой сделке выступил «Госконцерт», а посредником – основатель благотворительного фонда «Федерация» Владимир Киселёв, который также предложил создать на базе СМИ, принадлежащих «Русской медиагруппе», патриотический холдинг и «инкубатор по производству отечественных суперзвезд».

Позже выяснилось, что Киселев также попросил о содействии в этой задаче президента России Владимира Путина. Киселев и председатель совета директоров РМГ Ольга Плаксина направили президенту письмо с предложением создать музыкальный патриотический медиахолдинг на базе активов РМГ и нескольких музыкальных каналов, зарегистрированных на компанию «Кремль Медиа». В письме говорится, что такой проект может обеспечить «творческо-музыкальный ресурс для идеологических задач, стоящих перед руководством страны в работе с электоратом», «чтобы под рукой были идеологически правильно настроенные кумиры миллионов».

Российские музыканты и ряд сотрудников «Русской медиагруппы», в том числе и ее гендиректор Сергей Кожевников, не поддержали эту идею, а, напротив, высказали опасения, что Киселев перекроет «неугодным» доступ к крупнейшей российской музыкальной радиостанции «Русское радио». Поп-звезды также обратились за помощью к президенту и даже устроили флэшмоб в соцсетях. Киселев в ответ посоветовал протестующим самостоятельно выкупить холдинг. В итоге продажа акций «Госконцерту» состоялась, а Кожевников был уволен с поста генерального директора.

Доверие к СМИ падает

2015-й год не был легким для российских СМИ. Своеобразным его итогом можно считать один из последних опросов «Левада-центра», посвященный отношению россиян к средствам массовой информации.

Главным открытием этого опроса стало серьезное падение уровня доверия к телевидению, по прежнему остающемуся главным источником информации для граждан страны. По данным социологов, в 2009 году теленовостям доверяли 79% опрошенных, сейчас этот показатель упал до 41%. Доверие к другим источникам информации также снизилось за этот период, но не так радикально, как в случае с ТВ: с 20% до 18% к интернет-изданиям, с 14% до 12% к газетам и с 13% до 11% к радио. Неизменными остались лишь показатели доверия к новостям, услышанным от родных и друзей (19%), и число уверенных в правдивости постов в соцсетях (9%).

 

Print Friendly, PDF & Email

Теги:, ,

Send this to friend