Последний остров свободы прессы

Август 30, 2016 • Медиа и политика, Наши новые статьи, Области журналистики, Свобода слова • by

Source: fdecomite / Flickr CC: Pi Island (Licence terms: https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/)

Source: fdecomite / Flickr CC: Pi Island (Licence terms: https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/)

Свободное пространство для журналистов и СМИ в России становится все уже. В течение нескольких лет засилье государственных СМИ стало столь масштабным, что независимые голоса просто не в состоянии найти свою нишу в российском медиа-ландшафте.

Число пользователей независимых СМИ в сравнении с огромным населением Российской Федерации ничтожно мало. В то время как почти для 90% населения, даже в отдаленных деревнях, основным источником информации является государственное телевидение, тиражи независимых столичных газет, таких как «Новая газета» или «Ведомости» в сравнении с этим охватом – минимально, как и число кликов на их веб-сайтах. И тем не менее, в России еще есть независимые журналисты, которые несмотря на все трудности, продолжают использовать остатки свободы в интернете, чтобы публиковать расследования, репортажи и очерки.

Такие табуированные темы, как повсеместная коррупция в кремлевских кругах или среди функционеров на местах, остаются без внимания, как и критическое освещение ситуации в Чечне или российского участия в войне на Украине. Это кажущееся противоречие между сильно ограниченными возможностями российских журналистов и мужественными попытками отдельных коллег и СМИ расширить свободное пространство характеризует текущее положение прессы в России.

Часто создается впечатление, что СМИ, оставшиеся в этой нише, будь то РосБизнесКонсалтинг (РБК), радио «Эхо Москвы» или культурная платформа Colta.ru, это вентиль, который российское правительство отпускает, лишь когда нужно выпустить пар.

РБК под новым проправительственным руководством

То, как быстро критически настроенные СМИ становятся жертвами произвола и попадают под давление, демонстрирует последний выпад в отношении РБК. После того как в мае 2016 года были проведены обыски и начато следствие, шеф-редактор медиа-группы Елизавета Осетинская, глава информагентства РБК Роман Баданин и шеф-редактор одноименной ежедневной газеты Максим Солюс освободили свои посты.

Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков отрицал факт политического давления, а генеральный директор холдинга Николай Молибог объяснил сложившуюся ситуацию конфликтом вокруг вопросов о дальнейшем развитии РБК.

Тем не менее, в российских журналистских кругах ситуацию воспринимают как еще один признак давления на прессу. РБК была одной из газет, присоединившихся под руководством Süddeutschen Zeitung к расследованию «Панамского архива». После публикации документов редакция оказалась под массивным давлением. Среди опубликованных изданием разоблачений был офшорный бизнес виолончелиста Сергея Ролдугина, которого называют другом президента Владимира Путина. Более ранние критические публикации РБК также не раз вызывали гнев Кремля.

РБК принадлежит олигарху Михаилу Прохорову и известно своими материалами на темы экономики и финансов, а также активным освещением остро-политических тем. Репутацию изданию среди коллег-журналистов, в том числе и в международной среде, обеспечили в первую очередь расследования гибели российских военных на Востоке Украины, коррупции в высших эшелонах российской власти и семейных связей российского президента. Холдинг также владеет одноименным телеканалом, ежемесячная аудитория которого составляет около 20 миллионов зрителей, что делает его довольно влиятельным независимым игроком на рынке корпоративных медиа.

В определенный период редакция РБК стала прибежищем для многих журналистов, не видевших будущего для независимой журналистики в сложившихся условиях. После закрытия lenta.ru в 2014 году часть редакции вынужденно нашла убежище в Латвии и начала работать над интернет-порталом Meduza. РБК такая судьба не грозит. Под новым управлением издание быстро приняло «правительственно-дружественный» тон. Meduza опубликовала запись первого редакционного совещания, на котором обсуждались правила будущей политики издания. Уволенный же шеф-редактор издания Елизавета Осетинская объявила о намерении начать новый медиа-проект.

Таким образом в лиге независимых российских СМИ остались лишь либеральная радиостанция «Эхо Москвы» и телеканал «Дождь». Последний в 2015-м пережил целую волну госпроверок, потерял массовую аудиторию и пытается выживать как платный телеканал в Интернете.

Новый закон о СМИ, ограничивающий иностранное участие

Недавно принятые законы тоже часто имеют негативные последствия для СМИ. С января 2016 года вступил в силу закон, ограничивающий участие иностранного капитала в медиа. Руководство страны пытается таким образом ограничить финансирование критически настроенных СМИ, аргументируя это интересами национальной безопасности.

Концерн Axel Springer осенью 2015 года продал все свои активы в России, главным их которых была русскоязычная версия журнала Forbes. Было заявлено, что под новым руководством бизнесмена Александра Федорова издание будет избегать политических тем, в итоге главный редактор Эльмар Муртазаев покинул журнал «по личным причинам». Тем временем финская компания Sanoma рассталась с англоязычной версией Moscow Times.

Усугубляет ситуацию и экономический кризис: для СМИ стало практически невозможно найти альтернативные источники финансирования, независимые от государства.

«Новая газета» сейчас переживает неофициальный запрет на размещение рекламы. Издание имеет высокую репутацию во всем мире из-за своих расследований, за все время работы издания были убиты восемь ее штатных сотрудников, включая Анну Политковскую в 2006-м году. Главный редактор издания Дмитрий Муратов неоднократно заявлял, что издание планирует отказаться от печатной версии и перенаправить усилия на интернет. Интернет-СМИ как Colta.ru, успешно справлявшиеся несколько лет благодаря краудфандинговой модели, начинают терять финансирование, так как у людей нет больше денег на пожертвования.

Тем не менее в Интернете продолжают появляться заметные публикации. «Флагманом журналистики расследований» сейчас называют бывшего главреда «Дождя» Михаила Зыгаря. Зыгарь, еще занимая эту должность, вместе с «Фондом по борьбе с коррупцией» Алексея Навального участвовал в работе над документальным фильмом «Чайка», посвященном мафиозному бизнесу семьи генпрокурора Юрия Чайки.

Кремль расширяет контроль

Несмотря на ограничения, российский Интернет отличается от китайского относительной степенью свободы и возможностью для пользователей получать доступ к информации со всего мира.

Дигитализация разных сфер жизни более продвинута в сравнении с Германией. Бесплатный Wi-Fi в московском метро вещь настолько же сама собой разумеющаяся, как и ежедневное использование различных услуг в Интернете. Поисковая система «Яндекс» или социальная сеть «ВКонтакте» уже сейчас являются реальной альтернативой Google или Facebook.

Массовый контроль за коммуникациями со стороны российских властей наблюдается еще с 1990-х, однако накануне выборов 18 сентября было принято несколько ужесточающих законов. Например, теперь российские провайдеры и операторы мобильной связи обязаны хранить все данные пользователей и обеспечить доступ к ним спецслужб. Перед голосованием за этот закон четыре крупнейших оператора мобильной связи направили протест в Совет Федерации, но он был отклонен.

С сентября 2015 года вступил в действие так называемый «Закон о защите данных», требующий хранения данных российских граждан исключительно на серверах, расположенных на территории страны. Критики этого закона опасались того, что Кремль таким образом хочет получить доступ к этим данным, а не защитить своих граждан. Впрочем, применение этого закона на практике представляется весьма проблематичным. Так Facebook и Twitter до сих пор не перевели свои серверы в Россию и тем самым нарушают этот закон.

Свободного пространства для российских журналистов становится все меньше, -констатировали участники рабочей группы «СМИ» на форуме «Петербургский диалог», порядка 87% российских СМИ принадлежат или финансируются государством, и это касается не только Москвы или Санкт-Петербурга, но и регионов.

Кремлевская пропаганда на государственном телеканале «Россия 1»

Повторюсь, что государственное телевидение остается важнейшим источником информации для российских граждан. Особенно активно пропаганда работает в сфере политических тем. В отличие от серой эстетики советского телевидения, современная телепропаганда очень хорошо оборудована технически и активно использует методы таблоидов, чтобы шокировать публику. Участники популярных ток-шоу чаще кричат, чем дискутируют, а, например, документальные фильмы о войне в Сирии демонстрируют поддержку сторонников Асада. В худших случаях и вовсе искажают реальные факты, например, при освещении событий на Украине или в Турции после того как там был сбит российский самолет.

«Лицом» кремлевской пропаганды стал телеведущий Дмитрий Киселев, который ведет программу «Вести недели» на телеканале «Россия 1». С конца 2013 года он также возглавляет медиагруппу «Россия Сегодня», которая теперь объединяет агентство РИА Новости и бывшую радиостанцию «Голос России», переформатированную в международное вещание Sputnik. Киселев также известен в российских журналистских кругах как прототип «информационного воина», однажды озвучившего в своей передаче угрозу, что «Россия может превратить США в радиоактивную пыль».

Контроль средств массовой информации — один из важнейших инструментов, обеспечивающих безопасность правления, российского президента Владимира Путина. Он пришел к власти в 2000-м и уже в первые годы своего правления постарался отстранить от управления СМИ различных олигархов. Спустя время, Путин контролирует крупнейшие телевизионные сети, обеспечивающие ему неугасающую популярность среди широких масс.

СМИ создают своего рода «медийный культ личности» российского президента. И в России, и за рубежом известны легендарные фотографии Путина с тигром или летающего над Сибирью с журавлями. Эта работа направлена прежде всего на российскую аудиторию, таким образом создается образ «хорошего царя», работающего на благо страны. Раз в год кремлевские правители устраивают шоу, где президент отвечает на вопросы российских граждан, основная задача этого шоу донести до населения мысль, что президент знает ответы на все вопросы.

Следующие несколько недель до выборов станут очередным испытанием сил телевидения, кремлевская команда по-прежнему достаточно сильна, чтобы обеспечить свою власть и полный контроль над Интернетом станет следующим шагом, способствующим тому, чтобы держать в узде независимых журналистов, оппозиционеров и критически настроенных граждан.

Перевод: Наталья Попова; с полной версией этой статьи на немецком языке можно ознакомиться здесь

Фотография: fdecomite / Flickr CC: Pi Island (Licence terms: https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/)

Print Friendly, PDF & Email

Теги:, , , , , ,

Send this to friend