Самые цитируемые российские СМИ: рейтинг 2016 года

Май 16, 2017 • Медиаэкономика, Наши новые статьи, Новые медиа, ПР и маркетинг • by

Source: Silke Remmery / Flickr CC: Newspaper (License terms: https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/)

Ежегодный рейтинг цитируемости российских СМИ, представленный в начале года компанией «Медиалогия», в этом году явно продемонстрировал небольшие, но заметные изменения медиа-ландшафта, произошедшие в ходе перестановок последних лет.

Агентства

Тройка лидеров за год не поменялась: ТАСС, РИА Новости и Интерфакс, традиционно дышат друг другу в спину. Другое дело «новички» рейтинга, пусть и с большим отрывом от лидеров, но все же умудрившиеся войти в пятерку.

Созданное лишь в ноябре 2015 года информагентство Rambler News Service находится на четвертой строчке рейтинга. Агентство принадлежит группе компаний Rambler&Co, владеет которой миллиардер Александр Мамут. Rambler ― одна из крупнейших российских медиа-компаний, владеющая такими крупными онлайн-проектами как Rambler.ru, Lenta.ru, Gazeta.ru и развлекательным журналом «Афиша».

На пятом месте ― Национальная Служба Новостей — информагентство, специализирующееся главным образом «на поставках» материалов для радио, а точнее для четырех радиостанций, входящих в «Мультимедиа-холдинг»: «Наше радио», «BEST FM», «Радио JAZZ», «Rock FM».

Газеты и журналы

Топ лидеров печатной прессы практически не изменился в сравнении с прошлым годом. «Коммерсант», «Известия» и «Ведомости» составляют тройку самых цитируемых газет, а лидерство среди журналов, как и в прошлом году, удерживают Forbes и Star Hit.

На третье место в этот раз взобрался журнал «The New Times» добавивший три позиции в сравнении с прошлым годом. Тем интереснее этот феномен на фоне текущего медиа-ландшафта.

The New Times ― бывший журнал «Новое время», издававшийся с 1943 года на восьми языках. С 2006 года журнал начал носить англоязычное название, а осенью 2013 года издатель Ирена Лесневская подарила издание его главреду Евгении Альбац. Та в свою очередь заявила читателям, что единственным владельцем издания с этих пор будет гражданское общество России.

The New Times ― издание политическое. В 2016 году издание отличилось публикацией интервью с экс-губернатором Кировской области Никитой Белых и отрывками из доклада оппозиционера Ильи Яшина, посвященного Рамзану Кадырову. По сути эти две публикации и стали основой для такого прорыва в цитируемости.

В феврале 2016 года журнал получил первое предупреждение Роскомнадзора, формально причиной был назван тот факт, что при упоминании украинского движения «Правый сектор» редакцией не была сделана пометка, что данная организация запрещена на территории РФ (согласно закону, подобные пометки должны сопровождать статьи о террористических или экстремистских организациях). РБК позднее сообщало, что издание публиковало статью о предполагаемой дочери Владимира Путина Марии Воронцовой, и в тот же день сайт журнала стал недоступен для посетителей. Причиной, по словам Альбац, стали DDoS-атаки.

До августа 2016 года журнал печатало издательство «Пушкинская площадь», принадлежащее Александру Мамуту. 26 августа издательство отказалось выпускать очередной номер, назвав причиной отсутствие технической возможности выпустить тираж, который в итоге был напечатан в другой типографии, меньшим объемом. С декабря 2016 года журнал больше не выходит в розничную продажу и распространяется только по подписке.

Новички рейтинга, журналы «Ъ-Власть» и «HELLO!» заявили о себе сразу на 4 и 6 позициях соответственно, а такие матерые издания, как «Огонек» и «Профиль» в этом году заметно сдали свои позиции.

Радио и телевидение

На первом месте среди радиостанций в этом году ― «Говорит Москва», следом за ней идут «Эхо Москвы», «Радио Свобода», «Вести FM» и на пятой позиции — новичок рейтинга радио «Комсомольская правда». Самое заметное движение в «радио-рейтинге» показало в этот раз радио «Коммерсант», сразу минус три позиции.

Телевизионный рейтинг также продолжает демонстрировать «стабильность», первые три позиции в этом году занимают Россия 24, Первый канал и НТВ. На пятом месте с приростом в три пункта оказался вещающий также на русскоязычном пространстве телеканал RT, это самое заметное перемещение в рейтинге ТВ. Независимый телеканал «Дождь» стабильно удерживает седьмое место.

Новичок рейтинга ― телеканал EuroNews, вещающий в России с 2001 года впервые оказался на десятом месте, куда, как отмечают авторы рейтинга, ему помогла работа над освещением теракта в Брюсселе и интервью с главой Еврокомиссии.

Интернет-издания

Здесь происходит, пожалуй, самая яростная борьба за внимание аудитории. На первом месте, поднявшись на целых 7 позиции в сравнении с прошлым годом, оказался портал Life.ru.

В прошлом году Life тоже был в числе лидеров, правда среди телеканалов и под именем Lifenews. Сегодня Life включает в себя кроме интернет-портала еще и радиостанцию, и телеканал. Все это по-прежнему принадлежит Араму Габрелянову, идейному вдохновителю нескольких успешных и скандальных изданий. Life.ru часто подвергается критике, в первую очередь со стороны коллег-журналистов, за весьма свободное отношение к вопросам этики. В этом году Life среди прочего первыми сообщили подробности скандальной вечеринки русских футболистов в Монако.

Прошлогодний лидер rbc.ru оказался на втором месте, что не удивительно, учитывая произошедшее с изданием за последнее время.

В апреле 2016 года шеф-редактор холдинга Елизавета Осетинская ушла в отпуск, а затем и вовсе покинула свой пост. Вместе с ней РБК покинули главред печатной версии Максим Солюс и глава информационной службы Роман Баданин. По неофициальной версии скандал и увольнения были связаны с публикациями статей о Панамском архиве и о предполагаемых дочери и зяте Владимира Путина. В июле стало известно о назначении нового руководства объединенной редакции РБК, ими стали Елизавета Голикова и Игорь Тросников, ранее работавшие в «Коммерсанте», а затем в агентстве ТАСС. Расшифровка выступления нового руководства перед редакцией была позже опубликована изданием «Meduza», что также стало очередным поводом для скандала.

В начале 2017 года в журналистских кругах появились слухи о том, что владельцы холдинга, группа «Онэксим» Михаила Прохорова, подумывают о продаже издания. Позже о вероятной продаже сообщил коллегам и Игорь Тросников. По неподтвержденной информации, покупкой издания заинтересовался владелец группы ЕСН Григорий Березкин. Тем временем в самом интернет-издании приняли решение открыть доступ к статистике. Как написала на своей странице в Facebook Елизавета Голикова: «По цифрам хорошо видно, как мы работаем».

Среди других «старичков» рейтинга перемещения не слишком заметны. Активы Rambler -Gazeta.ru и Lenta.ru на 3 и 4 месте соответственно, при этом Lenta.ru упала на 2 позиции.

Еще одним заметным прорывом в этом году стало независимое издание Meduza.io, возглавляемое бывшим главредом Lenta.ru Галиной Тимченко. Meduza в индексе цитирования поднялась на 9 место, добавив целых 6 позиций.

Фотография: Silke Remmery / Flickr CC: Newspaper (License terms: https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/)

Print Friendly

Теги:, , , , , , , , , , ,

Send this to friend